Этот фильм привлёк моё внимание благодаря необычному актёрскому тандему - Том Харди и Бенедикт Камбербетч. Точнее, скорее, поначалу он меня этим оттолкнул, потому что в моей голове отчего-то не укладывалась мысль об одновременном их присутствии в кадре=)), но после я ни о чём не пожалела. Кино повествует о Стюарте Шортере, человеке, которого жизнь с детства жестоко пробовала на зуб и не отпускала до самого конца. Фильм не переведён на русский, что причиняет определённые неудобства, так как, несмотря на мою любовь к британскому английскому, Тома (он как раз и играет Стюарта) порой бывает ооочень сложно понять, особенно поначалу, с непривычки. Бен же говорит достаточно ясно и чётко, пожалуй, как в Шерлоке. Сказать по правде, забываешь и о первом, и о втором, когда поддаёшься фильму, позволяешь ему захватить себя. А это, признаться, непросто, поскольку на первых порах что-то мешает проникнуться им, хочется поставить на паузу, а то и вовсе выключить. Но дело тут не в недостатках, а, скорее, в matter-of-fact тоне повествования, несколько отстранённом, суховатом, который по мере развития сюжета обостряет контраст прошлого и настоящего и мастерски ударяет по нервам. Фильм биографический, снятый по одноимённой книге, автором которой является Александр Мастерс, персонаж Бена. Он - работник благотворительного фонда помощи бездомным, на одном из заседаний которого и появляется Стюарт - полубродяга, страдающий серьёзным психологическим недугом, алкоголизмом и медленно угасающий от мышечной дистрофии. И хотя игра Харди, как и всегда, феноменальна, ведь он вновь влезает в шкуру персонажа, становясь им и привнося в игру собственный опыт, вновь рвёт свой маленький мир на части, именно отношение Александра заставляет меня, замирая, смотреть и смотреть. Потому что у нас такого нет, у нас такого не встретишь. Потому что у нас так не принято. Потому что у нас всё не так. Нам слишком легко бывает навесить ярлык "сумасшедший", "крыша съехала", "совсем двинулся". Но Александр - о, он человек, и ко всем относится по-человечески, не как к ущербным или умалишённым. Наверное, поэтому они со Стюартом становятся друзьями, и Мастерс принимает решение написать о нём книгу. Он следует за Стюартом по пятам, он слушает его, действительно слушает, вслушивается в поток слов, который не так-то легко расшифровать, потому как изъясняется Стюарт метафорично, образно (вспомнить хотя бы его речь про клетку и коробку, и про кампанию, организуемую фондом). Он слушает, выуживая нити истории, связывая их воедино, сплетая. Постепенно проникается симпатией к этому человеку, не знающему покоя ни днём, ни ночью, и прививает эту симпатию окружающим.
Многие признаются, что при просмотре без слёз не обошлось. Я смотрела, а слёз всё не была, да я их и не ждала. Я нечасто плачу, моё потрясение выражается в молчании, в тяжёлом и редком дыхании, в оцепенении. Было, конечно, несколько моментов, которые особенно меня тронули. Скажем, та сцена, в которой Стюарт спрашивает Александра, действительно ли они друзья, или же всё это только из-за книги, на что Алекс отвечает: - Ты умный, интересный и весёлый человек. Вот почему.
Имеющий глаза да увидит... Вот точно, правда. Ведь нужно обладать хоть чем-то, большим сердцем, чтобы разглядеть в Стюарте остроумие, юмор, мудрость, горечь. Мысли Алекса выражаются в коротеньких анимациях, которые по-своему забавны и, определённо, стоят внимания как интересный ход в раскрытии персонажа (кстати был ещё один забавный момент, когда Том так типично по-шерлоковски говорит: Boooring! Но фильм был снят в 2007, тогда ещё никакого Шерлока не было=)).
И всё-таки я дождалась. Меня окончательно подкосил момент, с которого начинается и которым заканчивается фильм. Забытая кассета, сбивчивый рассказ. Madness. Вот тогда внутри что-то ломается, обрывается, тогда слёзы сами собой пробиваются наружу. И хотя хриплый голос уже бестелесный, и хранит его только магнитная лента, ощущаешь безграничную горечь за судьбу этого человека. За него одного - одного из шести миллиардов людей на Земле. За него одного. И за тысячи тех, кто проживает очень похожие жизни. Потому что Стюарта Шортера легко встретить на каждом углу. Вон он, там, спит на скамейке, накрывшись куском картона. Или прячет глаза под замызганной кепкой. Или копается в мусорном баке. Он повсюду.