«Карла»
Оригинальное название: Karla
Страна: США
Год выпуска: 2006
Жанр: Триллер, драма
Режиссёр: Джоэль Бендер
Актеры: Лора Препон, Миша Коллинз, Тесс Харпер, Леонард Келли-Янг, Шерил Хэйрс
Рейтинг: 16+ (по моему мнению, слишком низкий для подобного фильма)
Особые предупреждения: обилие сцен насилия и секса, ненормативная лексика
Автор обзора: Reno aka Reno89
"Карла"Снятая в 2006 году картина Джоэля Бендера «Карла» изначально не предназначалась для показа в кинотеатрах и была выпущена на DVD в США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В основу сценария легли реальные события, имевшие место в Канаде в 90х годах XX века, однако режиссёру удалось избежать сухого документального изложения фактов, вдохнув в эту ужасающую, возмутительную и душераздирающую историю жизнь, наделив её персонажей вполне человеческими мечтами, не чуждыми каждому – о любви, семье, доме.
Принимая во внимание всю сложность и болезненность обсуждаемого вопроса, я, в первую очередь, хотела бы подчеркнуть тот факт, что данный отзыв посвящён фильму конкретно, а не реальным событиям, послужившим ему основой, и я не беру на себя смелость судить кого бы то ни было, оправдывать, навязывать своё мнение, обвинять, именно по этой причине данный мой очерк посвящён не непосредственной составляющей фильма – истории о насильнике и маньяке, страдающем страшнейшим комплексом неполноценности, а, скорее, отношениям между людьми, залегающим в глубине, под толстым бетонным слоем жесткости, жестокосердия, безжалостности и бесчеловечности. Я не собираюсь пространно излагать фабулу фильма, дабы не наскучить вам, я лишь попытаюсь объяснить, почему эта картина впечатлила меня настолько, что я не смогла молчать и решилась рассказать о своих чувствах и мыслях, возникших после её просмотра.
Как выразился Миша Коллинз в одном из своих немногочисленных интервью, посвящённых фильму «Карла», «...не смотря на безнравственность персонажа, я всё же пытался сыграть человека, как Бруно Ганс пытался наделить Гитлера гуманностью в фильме «Закат» 2005 года. Адольф Гитлер стал персонажем, вызывающим сочувствие. Вот почему, я думаю, он казался ещё более ужасным. Из-за того, что вы сопереживаете герою, история становится только страшнее...» Пол Бернардо – обладающий незаурядной внешностью, талантливый и полный жизни – хладнокровный убийца. На подобных контрастах, напоминающих холодный душ, время от времени проливающийся на головы зрителей, построен весь фильм. Белозубая улыбка – чёрные мысли. Яркий взгляд, несомненное обаяние – извращённые желания, похоть, неконтролируемые вспышки гнева.
Казалось бы, у этого человека было всё, о чём многие мечтают – красавица жена, творческий потенциал, дом в Порто-Люси – и ничего из этого одновременно. Доподлинно неизвестно, страдал ли Пол психическими заболеваниями, хотя ничто не помешало суду дать ему пожизненный срок за его злодеяния.
Однако стоит заметить, что, как бы парадоксально это ни звучало, данный персонаж нельзя назвать по-настоящему ключевым – повествование ведётся не от его лица, скорее, он становится объектом наблюдений другого человека. В связи с этим название фильма заставляет задуматься – почему «Карла», а не, скажем, «Пол Бернардо»? Картина названа именем женщины, тенью следовавшей за своим возлюбленным, поддерживающей его во всех его начинаниях – от создания музыкальных композиций до, собственно говоря, преступлений. Казалось бы, очевидно - весь фильм представляет собой поток откровений Карлы, в самых мельчайших подробностях описывающей свою жизнь, без стеснения, без затяжных пауз, с напускным равнодушием и лёгкостью. Лишь однажды она срывается, но эта вспышка затухает слишком быстро, чтобы признать Карлу раскаявшейся. Не кажется ли вам, что, дав своему творению подобное имя, режиссёр картины Джоэль Бендер попытался показать нам истинное положение, суть вещей? Единственное, как мне кажется, по-настоящему тяжёлое преступление Карлы – бездушное бездействие, которое вдруг оказывается хуже любого из «деяний» её мужа. Прислонившись к дверному косяку, стиснув в судорожных объятиях любимого плюшевого мишку, она вновь и вновь сталкивается взглядом с очередной «игрушкой» Пола, а после засыпает тяжёлым сном рядом с человеком, который пару минут назад задушил телефонным проводом измученную насилием жертву. И что же в руках Карлы? Знакомый нам плюшевый медведь. Я глубоко убеждена в том, что даже самые лучшие американские фильмы не так уж богаты на символы – по крайней мере, большая часть (и я не говорю о кассовых картинах) - обычно их создатели целиком и полностью озабочены размахом, масштабностью, грандиозностью, чтобы уделять внимание подобным мелочам. «Карла» в этом случае – исключение. И в подтверждение этого – ещё один дикий контраст – невинная мягкая игрушка, невольный свидетель происходящего.
Знакомство, первые поцелуи, первые улыбки, первое убийство, свадьба... История семейной пары развивается на протяжении всего фильма, но так и остаётся незавершённой. Пол Бернардо отбывает срок, Карла вышла на свободу в 2005 году, о её дальнейшей судьбе известно не так уж и много. Что же касается фильма, то, по моему скромному мнению, кроме прочих особое внимание заслуживают следующие сцены: Пол дарит Карле щёнка, в следующий же миг демонстрируя агрессивность и властность; Бернардо включает музыку собственного сочинения для одной из жертв, перед тем как убить её; издевательски-нахальный рэп в исполнении Бернардо и его же попытка самоубийства, когда он внезапно вспоминает о том, что любил, что, возможно, всё ещё любит собственную жену, которую он в очередном приступе гнева изнасиловал и избил. Миша Коллинз, равно как и Лора Препон, несомненно, заслуживают похвалы: Коллинз с его открытой улыбкой в начале фильма, лихорадочным блеском в глазах – в середине и мраком – в самом конце, с его «само собой разумеется» стилем поведения и сумасшедшим выражением лица; Препон – с её ровным голубоглазым и светловолосым отношением к жизни, с её тоской по любимому, некой отстранённостью, с её хрипловатым прокуренным голосом. Всем, кто владеет английским языком, категорически советую смотреть фильм в оригинале – убедилась на личном опыте, что ни один перевод (учитывая то, что в сети выложены, в основном, файлы в весьма посредственном, если не сказать отвратительном, любительском переводе) не в состоянии передать малейшие нюансы интонаций и тембра голоса актёров. Фраза Пола Бернардо (Stupid fucking bitch… Stupid fucking bitches… Stupid fucking bitch convention!) – одна из многих, которую очень непросто воспроизвести в переводе, сохранив уникальную интонацию.
А после просмотра, после долгих часов размышлений, после проходящей дрожи и отвращения, и глубочайшей горечи остаётся одно: о чём же всё-таки этот фильм? О сумасшедшем маньяке-насильнике, о выродках, о нелюдях, о потрясающе хладнокровных мерзавцах? Возможно, многие не согласятся со мной, но, кажется, всё о том же – о любви. Странной, болезненной, искажённой, страшной, извращённой. Ещё Астрид Линдгрен в своей книге «Приключения Кати» писала: «Каким бы монстром ни был мужчина, всегда найдётся женщина, готовая его полюбить» - невероятно, но факт.
@музыка: The pretty reckless - Make Me Wanna Die
@темы: Михайло Коллинз (Миша Дмитрий Типпенс Кружнич), Мысли вслух, Делюсь впечатлениями
Отдельное спасибо, что уделила внимание Мише в своём дневе!! *ВИП щаслив*
Я пересматривала этот фильм не один раз, несмотря на то, что он очень болезненный и мрачный, но всё равно, по моему мнению, это всё же была любовь. Да, любовь с очень страшным лицом. Я не психолог, конечно, и не берусь утверждать, что мои слова - истина в последней инстанции=)) Просто я написала о том, что почувствовала, когда смотрела эту картину.
Миша сыграл так классно, что мне было реально страшно на него смотреть. Такие безумные глаза, жуть! Я как-то раз переводила для одного сайта интервью, в котором как раз он говорил о "Карле", так вот там была очень заметно, насколько тяжело ему далась эта роль. Мне кажется, можно просто двинуться головой, играя такую роль. А он решился.
Спасибо, что прочла!!
Миша сыграл так классно, дада! Для меня именно Карла (особенно после СПНа и также блестяще сыгранного ангела-бунтаря) стала индикатором его актерского таланта. Многие, даже любители Коллинза, говорят, что невозможно смотреть картину-слишком тяжёлая и еще много чего, но я либо маньяк
Мне вот еще любопытно, чем же конкретно так задело тебя это Stupid fucking bitch… Stupid fucking bitches… Stupid fucking bitch convention! -?? )))) Не в плане интонаций, а какие чувства вызвало?
Знаешь, после первого просмотра мне тоже понадобилось время на "отходняк", просто я после смотрела СПН, и видела там не Каса (как мне хотелось бы), а этого безумного маньяка Пола Бернардо. Но со временем у меня в голове всё устаканилось, я примирилась с мыслью, что это всего лишь роль, и нужно чётко разграничивать актёра и его игру, и я успокоилась=) А после как раз и начала пересматривать. Фильм действительно тяжёлый. Не каждому понравится. Но там есть определённые сцены, которые всё-таки показывают, что в Поле есть капля человечности. Я ни в коем случае не оправдываю его, как преступника, тем более что Карла со своим потрясающим невмешательством была, как мне кажется, ещё более сдвинутой. Но в картине всё же присутствует те редкие минуты счастья, которые они пережили вместе. Вот правда, как ледяной душ - то они вместе, смеются, высаживают розы, женятся, а то они заманивают в машину какую-то бедную девушку, которою после убивают... Это страшно.
Насчёт фразы - мне кажется, это один из тех переломных моментов, которые не сразу кардинально меняют жизнь и взгляд на неё, а так постепенно накапливаются, чтобы в один момент выплеснуться через край. В этот миг Пол, как мне представляется, почти не делает разницы между жертвой и собственной женой. Она, кажется, позволила себе впервые сказать ему слово поперёк, и тут же оказалась крайней. И ведь, в конце концов, она сама становится жертвой. А этот момент - как первый звоночек об этом. Я просто когда смотрела, удивлялась, как эта женщина не боится жить с маньяком и почему она так уверена, что однажды не станет очередной "игрушкой" для него? Ну, а в финале он её чуть не убил. Вот так.
если позволите такую параллель: это гулящий муж, который от любовниц возвращается к семье и жене.
согласна. Даже самому закоренелому маньяку нужен кто-то рядом, как бы абсурдно это ни звучало, наверное. Мне тут вспомнилось из "Дозоров" Лукьяненко. Там была история про одного дядьку, который "видел" тёмных магов и убивал их в тёмных подворотнях. Тоже своего рода маньяк. У него даже особенные обострения были, как у лунатиков, когда он острее чувствовал всякую нечисть - вампиров, ведьм, колдунов. И Ночной дозор вместе с Дневным его искали, и кто-то нашёл, Антон Городецкий, что ли, не помню. И там был описан момент, когда этот самый Максим (который оказался в итоге стихийным магом, то есть, у него сила проявлялась только в определённые моменты) встретил Антона и вдруг осознал, что он не один такой борец за Свет, что их двое (а до этого он всё думал, что один на белом свете, обладающий такими способностями). И в нём, испуганном и озлобленном, вдруг промелькнула надежда, что он нашёл единомышленника, того, кто будет рядом, кто будет непосредственно связан с его жизнью и его маньяческим делом. Того, кто будет знать его, о нём, обо всём, что происходит с ним. Мне кажется, похоже на "Карлу". Я думаю, она считала себя как бы неприкосновенной для Пола, потому что, как ты и сказала, поддерживала его и потакала ему.
Я думаю, она считала себя как бы неприкосновенной для Пола, потому что, как ты и сказала, поддерживала его и потакала ему. вотвот) так что вероятно в её чувствах примешивалась и жалость к нему, ведь если не она, то кто еще поймёт и утешит бедолажку))
да, вообще интересный бы момент получился. Или даже целая побочная история. Или даже целый фильм. Но - не судьба.
в её чувствах примешивалась и жалость к нему
всё-таки человек - удивительное, уникальное и жуткое создание=)) будет жалеть убийцу или, как в случае со Стокгольмским синдромом, проникнется симпатией к собственному похитителю или вообще террористу. Что-то есть у нас в мозгах, позволяющее так чувствовать и так себя вести. У меня такое ощущение, что человек способен при желании найти оправдание и для своих поступков, и для любых поступков кого-то другого.
человек способен при желании найти оправдание и для своих поступков, и для любых поступков кого-то другого. стопудов! наверное, защитный механизм...особенно, если испытывает хоть какие-то положительные эмоции к оправдываемому (про самооправдания я вообще молчу-все мы самолюбивые эгоисты
тоже хотела упомянуть этот момент, но решила не делать-подумала, будет чересчур психологично))
хыхы=)) а я зануда=))
мне вообще интересен этот феномен - если уж человек испытывает хотя бы жалость, не говоря уж о положительных эмоциях, ну вот просто наизнанку вывернется - а найдёт повод оправдать=)
любопытно, поинтересуюсь=) Что за фик?
этим чувством сочувствия
=)) гениально!=))
В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства
вот-вот! Человеческое сознание - просто запредельное нечто.
ну вот просто наизнанку вывернется - а найдёт повод оправдать=) - мне это постоянно свойственно, потому и тоже вот ..интересно
любопытно, поинтересуюсь=) Что за фик? воть ток надо поковыряцца, там сложновато чутка) Пленник называется. Крышеснос.
этим чувством сочувствия =)) гениально!=))
Спасибо за ссылку, там аж целая трилогия!=) ну, ничего, осилим. Вдруг однажды я испытаю жгучее желание почитать J2? Вот у меня как раз будет фик наготове=)
мне это постоянно свойственно, потому и тоже вот ..интересно
мне вот было свойственно по отношению к моей подруге детства, но недавно я увидела её с совсем другой незнакомой мне, так сказать, "тёмной" стороны (причём, мы знакомы 10 лет, а я её впервые такой увидела), и у меня произошёл сдвиг мозга просто. Я поняла, что раньше реально оправдывала все её поступки, каждой мелочи, которая меня задевала, находила объяснение. Но теперь всё. Уже так не получается. Теперь всё как-то очевидно стало до жути.
обоялась выглядеть таким извращенцем-самоучкой от психологии
я по твоей шкале тоже... извращенец и самоучка=)))) такие уж мы есть=)))
ну, ничего, осилим. ды там залпом проглатывается.. Это просто выделить немного свободного времени и не оторвешь за уши) Я то к джейту не очень, тем более при том раскладе, что там, но реально понравилось.
Я поняла, что раньше реально оправдывала все её поступки, каждой мелочи, которая меня задевала, находила объяснение. прикольно, когда осознание приходит) пелена с глаз)) А вот легче от этого становится?)))
с одной стороны, понимая, что как бы потерял друга, легче себя не чувствуешь, но с другой, осознавая, что прозрел и, в принципе, жизнь продолжается - как будто и лучше... не знаю пока, не поняла ещё.
Послушаю твоего совета=) думаю, если фик хорошо написан, уже неважно становится, джейту там или нет=)) Я помню, как прошлой осенью зачиталась одним АУ-фиком по джейту, выложенным на RSYA-сайте. А до тех пор уже и думать забыла про СПН и всё прочее. А тут вдруг так зацепил=) Так что даже не важно, я начну как-нибудь читать, наверное, действительно, потом оторваться не смогу=)
прошлой осенью зачиталась одним АУ-фиком по джейту, что это было?) *обмен мнениями блин ^__^*
мне было даже неважно потом, будет ли там энца, которой автор постоянно раздразнивал и не давал
дааа, это авторы умеют - пообещают, поставят нц-рейтинг, а дальше - ну, в конце где-нибудь припишут что-нибудь пикантное=))
что это было?
честно, я даже названия не помню. Но там был примерно такой сюжет: Джаред учится в школе, а Дженсен - журналист на телевидении и режиссёр программ, так вот Дженс приезжает в школу Джареда, чтобы снять какой-то сюжет (то ли про футбольную команду, то ли что), там они знакомятся, у Джареда просыпаются чувства, он ходит к Дженсену на работу, поначалу делая вид, что очень заинтересовался всей этой телевизионной кухней (потом он заинтересовался всерьёз), что-то у них там, кажется, было, но, как ни странно, инициативу проявлял Джаред, а Дженсен от него бегал, ибо Падалеки в фике был несовершеннолетним. В конце концов, случился какой-то ангст, конец - относительный хэппи-энд. Если я найду, я тебе обязательно скину ссылку, но проблема в том, что я и автора не помню ...+_+ я помню только, что невольно увлеклась, читая этот рассказ=)